• О КОМПАНИИ • НОВОСТИ • УСЛУГИ • ЦЕНЫ • СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО • НАШИ СТАТЬИ • КЛИЕНТЫ И ПАРТНЕРЫ
НАШИ СТАТЬИ



Общая информация
  Аккредитив


Аккредитив.




 

Совершенно невозможно представить себе современную ситуацию в деловом мире без активного участия кредитных организаций. Да, собственно, сама суть существования этих организаций и состоит, именно в сопровождении бизнеса, как такового. Используя ценные бумаги и гражданско-правовые инструменты множества видов и форм, банки обеспечивают свое существование, через оказание различных услуг по обеспечению взаиморасчетов между продавцами и покупателями, участниками разнообразных бизнес процессов. Одной из удобных и широко применяемых форм взаимных расчетов, в первую очередь в работе с зарубежными партнерами, является банковский аккредитив. В настоящее время, среди клиентов российских банков, наиболее часто применяемой формой документарных операций называются расчеты в аккредитивной форме. Именно аккредитив и является темой этой статьи.



Современная нормативная база, и в первую очередь Положение “О безналичных расчетах в Российской Федерации”, еще недостаточно приближена к международным стандартам. Поэтому, при расчетах внутри России, использование аккредитивов не получило такого широкого распространения, как их применение в международных взаиморасчетах.



Русское слово аккредитив происходит от латинского accredo, означающего - «доверяю». В современных толковых словарях, аккредитив определяется, как: «поручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счет клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы на условиях, указанных в аккредитиве». Иначе говоря, аккредитив, есть некое банковское обязательство выплатить продавцу определенную сумму, при своевременном им представлении документов, подтверждающих отправку им товара (оказание им услуг).



Документарный аккредитив, как форма расчетов, между покупателем и продавцом, представляет собой письменное, даваемое от своего, или же от имени приказодателя (покупателя) обязательство банка плательщика (банка-эмитента), произвести оплату бенефициарному владельцу (продавцу) стоимости его траты и/или его документов, при условии представления последним документов, предусмотренных условиями аккредитива.



Многолетняя практика использования документарного аккредитива, его «заточенность» под требования торговых операций, позволяет сделать выводы, о том, что форма эта оптимальна для проведения сделок в современном международном бизнесе. Аккредитив, являясь обязательством отдельным от коммерческой сделки, на которой он основывается, превращается в удобный банковский инструмент, предоставляющий безусловную гарантию обеспечения платежа безотносительно к товарам или услугам, участвующим в сделке. В случае же подтвержденного аккредитива, кроме гарантии  оплаты для продавца со стороны банка-эмитента, возникает и дополнительная гарантия со стороны подтверждающего банка, репутация которого не может быть подвергнута  сомнению. Обычно в роли подтверждающих банков, выступают ведущие иностранные банки Германии, Австрии, Швейцарии, США. Существующая в настоящее время система международных межбанковских телекоммуникаций S.W.I.F.T., четко и быстро позволяет проводить межбанковские консультации, необходимые для обеспечения высокого  качества обслуживания клиентов любых крупных российских банков. Представители банка в котором оформляется аккредитив, без дополнительных просьб со стороны клиента, готовы ознакомить клиента с названиями  подтверждающих банков. Следует иметь ввиду, что в российской практике подтверждение иностранным банком требуется в подавляющем большинстве случаев.


Аккредитив - чрезвычайно гибкая форма расчетов. Он допускает не мягкий подход к применению условий платежа, дающий возможность, как отсрочки оплаты для покупателя, так и предоставления аванса для продавца. Условия аккредитива могут оперативно изменяться по обоюдному соглашению сторон на любой стадии исполнения экспортно-импортного контракта. При применении аккредитива во внешнеторговых сделках легко применим широчайший спектр платежных инструментов, который предлагается современной банковской системой. Это и платеж с рассрочкой, и негоциация документов, и немедленный платеж предоставителю документов, и акцепт трат, и переуступка выручки по аккредитиву, и передача аккредитива иному бенефициару и т.п. К тому же, аккредитив способен выполнять и кредитную функцию, когда, еще до поступления выручки от реализации импорта, банк обеспечивает возможность получения средств.

В каких же ситуациях, использовать документарного аккредитива выгодно и удобно?
Ситуаций можно привести множество. Но, среди них легко выделяются самые распространенные:



  • Например, при установлении торговых взаимоотношений с новым партнером, когда одна из сторон участвующих в сделке опасается неоплаты со стороны партнера, документарный аккредитив иногда является единственным выходом из ситуации, гарантирующим успешность сделки.


  • В случае долгосрочного сотрудничества, при хорошо отработанной схеме использования  документарного аккредитива, подобная форма расчетов становится удобной, поскольку, она высвобождает временные ресурсы бизнес - партнеров, снимая с  обеих сторон необходимость постоянного контроля каждой из сделок в отдельности.


  • При наличии сомнений, по поводу платежеспособности покупателя, и при этом, высокой привлекательности сделки, отличным выходом для продавца может стать применение документарного аккредитива, как формы оплаты его товара(услуг).


  • В случае, если покупатель находится в стране с нестабильной экономической ситуацией, характеризующейся высокой вероятностью ее резкого ухудшения, тогда использование документарного аккредитива может свести на «нет» потенциальный риск для продавца.


  • В ситуации, когда, покупатель испытывает нежелание использовать 100% предоплату, а продавец на ней настаивает, тогда применение документарного аккредитива также весьма оправдано. 
И т.д.

Давайте разберем возможные преимущества документарного аккредитива для обеих сторон, продавца и покупателя, участвующих в международной сделке.




ДЛЯ ЭКСПОРТЕРА (ПРОДАВЦА):



  1. Риск неплатежа со стороны покупателя, если и существует, то он крайне минимален при условии соблюдения экспортером требований аккредитива.
  2. Платеж может быть выполнен через банк в стране экспортера.
  3. Оплата товара (услуг) происходит по факту представления документов в исполняющий банк, а не по факту приёма товара покупателем.
  4. Безотзывный аккредитив после его авизования не может быть отозван/изменен без согласия на то экспортера.
  5. Быстрое получение денег непосредственно после поставки товара (оказания услуг) и отправки документов в исполняющий банк. При соответствии документов условиям аккредитива, исполняющий банк, независимо от желания покупателя, будет платить продавцу по аккредитиву.


ДЛЯ ИМПОРТЕРА (ПОКУПАТЕЛЯ):

  1. Экспортер не получает оплаты, пока не представит документы, указанные в аккредитиве.
  2. Оплата товара (услуг) не будет произведена, если полученные от продавца документы не соответствуют условиям аккредитива.
  3. Импортер получает помощь и совет банка, где он обслуживается, при определении условий аккредитива и комплекта документов, представляемых по условиям аккредитива.
  4. Импортер может получить льготные условия кредитования при использовании аккредитивной формы расчетов.
  5. Аккредитив дает возможность покупателю подтвердить свою платежеспособность, что особенно важно при установлении новых торговых связей.


Общий принцип работы с аккредитивом, примерно таков:



ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАРНЫМ АККРЕДИТИВОМ



  1. Покупатель (импортер) и продавец (экспортер) заключают контракт на поставку товара и/или оказание услуги, в контракт включают аккредитив как способ оплаты и оговаривается его условия. Стороны приходят к соглашению.
  2. Производится выпуск и авизование аккредитива. Импортером (покупателем) подается в свой банк (банк-эмитент) заявление на аккредитив. Банк-эмитент открывает аккредитив по системе SWIFT (или телекс) в банк экспортера (авизующий банк). Аккредитив, в случае необходимости, подтверждается банком продавца или любым первоклассным банком. При открытии аккредитива средства клиента депонируются в банке, либо клиент кредитуется за счет собственных средств банка.
  3. Авизующий банк направляет полученный аккредитив продавцу (экспортеру), чтобы он проверил его на соответствие условиям контракта.
  4. Отправка товара и предоставление документов. Экспортер отправляет товар получателю а в свой авизующий банк - предоставляет товарораспорядительные (отгрузочные) документы, оговоренные в аккредитиве.
  5. Авизующий банк отправляет полученные от экспортера документы в банк-эмитент, который, в свою очередь, проверяет их на соответствие условиям аккредитива, после чего осуществляет оплату.  
  6. Банк-эмитент направляет отгрузочные документы импортеру с требованием возмещения оплаченной банком суммы аккредитива.Поскольку разобрана лишь общая принципиальная схема, следует учитывать, что, согласно пожеланиям клиента, банки идут на изменения этой традиционной схемы работы с документарным аккредитивом, под Ваш конкретный контракт.

Несколько полезных советов, для впервые заключающих контракты с использованием документарного аккредитива:

ДЛЯ ЭКСПОТЕРА (ПРОДАВЦА):


  1. Внимательно изучите аккредитив, чтобы убедиться в выполнимости оговоренных в нем условий. До того как будет выставлен аккредитив в Вашу пользу, проконсультируйтесь со специалистом по документарным операциям Отдела по работе с финансовыми институтами по поводу условий, касающихся аккредитива и документации. Все аспекты аккредитива должны соответствовать согласованным условиям сделки, в том числе адрес покупателя, выплачиваемая сумма и маршрут транспортировки товара.
  2. Следует иметь ввиду, что Вы обязаны выполнить все условия, оговоренные в аккредитиве. В противном случае, отгруженный товар (оказанные услуги) может быть Вам не оплачен. Поэтому особенно важно представить документы, предусмотренные аккредитивом, в исполняющий банк до срока истечения аккредитива, обычно, не позднее 21го  дня от даты отгрузки.
  3. Если условия аккредитива должны быть изменены, Вам необходимо связаться с покупателем, чтобы он дал указания о внесении поправок банку, открывшему аккредитив.
  4. Получите подтверждение страховой компании, что она может обеспечить страховое покрытие суммы отгружаемого товара. Обычное страховое покрытие составляет для условий СИФ (стоимость, страхование, фрахт)  и СИП (фрахт/стоимость перевозки и страхование, оплаченные до «указанного пункта назначения») стоимость товара плюс 10%.
  5. Удостоверьтесь в том, что описание товара в выставляемом инвойсе строго соответствует описанию в аккредитиве.
ДЛЯ ИМПОРТЕРА (ПОКУПАТЕЛЯ):


  1. Помните, что для банка обязательными являются лишь условия самого аккредитива. Контракты о покупке товара и другие торговые соглашения между Вами и продавцом не имеют отношения к банку, предоставляющему аккредитив.
  2. Формулировка аккредитива должна быть простой и четкой. Чем больше деталей оговаривается в аккредитиве, тем скорее продавец может отказаться от такой формулировки из-за сложности выполнения всех указанных условий. В то же время Вы заинтересованы в том, чтобы детально определить, за что будете платить.
  3. В документах, требуемых от продавца, очень важно определить условия, касающиеся таможенной очистки. В число требуемых документов обычно входят транспортные документы, коммерческий инвойс, сертификат происхождения и страховой документ.
  4. Будьте готовы к возможному предложению продавца о внесении изменений в условия аккредитива. В случае наиболее часто используемого безотзывного аккредитива изменения могут быть внесены только по обоюдному согласию сторон.
  5. Срок действия аккредитива должен быть достаточным для того, чтобы продавец произвел товары и успел их отгрузить.
  6. Во избежание внесения изменений в аккредитив при открытии аккредитива точно соблюдайте все подробности торговой сделки, описанные в контракте.
  7. Также, Вам следует иметь в виду, что банки имеют дело только с документами, а не с товарами и описанием услуг. И обязательным для банка, являются лишь условия аккредитива. Если все документы соответствуют условиям, указанным в аккредитиве, тогда банк принимает эти документы и начинает процедуру оплаты без задержек. Иначе – возможны долгие и утомительные консультации.
Все кредитные организации работают с аккредитивами в соответствии с "Унифицированными  правилами и обычаями для документарных аккредитивов, публикация Международной Торговой палаты № 500", утвержденными в 1993г Международной торговой палатой в Париже. Этот свод правил позволяет создать четкий инструмент для обеспечения международных сделок, лишенный зависимости от нередких противоречий, возникающих при взаимодействии законодательств двух, или же нескольких  стран, стоящих за участниками сделки. Правила эти четко оговаривают перечень и вид контрактной документации, стандартизируя ее. Процедура контроля сделки, таким образом, становится достаточно простой и «прозрачной».

Подробно определение положений работы с аккредитивами в России, даны в статьях №№867 – 873 с комментариями к ним [гл.3] «Расчеты по аккредитиву» ГК РФ.


В случае же возникновения споров в данном вопросе, для их разрешения, следует обращаться к разделу «О практике рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной формы расчетов» письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №39 от 15 января 1999г.


Я ни в коем случае не ставил себе целью рассказать обо всех нюансах применения аккредитива в международных взаиморасчетах. Поскольку их подробное описание заняло не один толстый учебник. Я кратко изложил лишь самые общие принципы работы с аккредитивами. Как сказала мне однажды, одна весьма опытная сотрудница среднего звена одного крупного московского банка: «Чем я дольше занимаюсь аккредитивами, тем больше понимаю, насколько это обширная и емкая тема». Поэтому, обязательно, по поводу разработки схем применения аккредитивов, именно в Вашем конкретном случае, смело, не стесняясь, задавайте вопросы сотрудникам банков, в которых вы планируете оформлять аккредитив. В хороших банках, как известно, есть хорошие отделы по работе с клиентами, которые всегда готовы провести полезные профессиональные консультации по услугам. К тому же, на основании анализа ответов на Ваши вопросы, исходя из профессионализма оказываемых Вам консультаций, Вы сможете принять решение о работе/не работе с каким-то банком в каждом конкретном случае.











Наш телефон:
+7(495)7212550 - многоканальный

Наш e-mail:
info@delso.ru

Rambler's Top100


О КОМПАНИИ  •  НОВОСТИ  •  УСЛУГИ  •  ЦЕНЫ  •  СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ  •  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  • НАШИ СТАТЬИ  • КЛИЕНТЫ И ПАРТНЕРЫ